Скрайбинг на уроке

Опубликовано: 01.09.2018

видео Скрайбинг на уроке

скрайбинг на уроке чувашского языка

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому»      



                                                                                                                          Жан Жак Руссо

Применение скрайбинг-технологии на уроках обществознания


ВЕБИНАР №1: Анатомия скрайбинга. СКРАЙБИНГ-МАРАФОН от Scriberry.ru и Марины Любецкой

Проблемы в преподавании обществознания в школе

Обществознание – популярный школьный предмет, занимающий среди предметов по выбору ЕГЭ первое место. Предмет интегрированный, включающий в себя основы таких наук как философия, социология, политология, право, экономика, социальная психология. Сложный, требующий особого подхода к преподаванию. 


Сонина М.Н. Скрайбинг: учимся, рисуя

В своей педагогической практике я столкнулась с некоторыми проблемами, которые сподвигили меня искать что-то подобное скрайбингу.

Во-первых, большой объем обществоведческой информации при малом количестве учебного времени. И, как следствие, потеря интереса обучающихся к объемным текстам учебника, засушливым лекциям учителя. Понятно почему это происходит, ведь современные дети так привыкли к ярким красочным изображениям и другим медиа-возможностям гаджетов. Думается, учителю, желающему привлечь и удержать внимание учащихся на своем предмете, нужно подавать материал также ярко, красочно и качественно. До каких-то пор эту задачу решали презентации PowerPoint, но и они, на мой взгляд, стали привычными и изживают себя. Нашим детям нужно что-то новенькое, необычное! Во-вторых, недостаточность пространства для реализации учащимися своего творческого потенциала. Современный ученик должен не просто пересказывать тексты, решать задания и выполнять другие учебные задачи. Он должен стремиться делать это на высоком уровне. А для этого учителю важно показать, как это можно сделать, направить его, помочь раскрыть свои таланты и творческие способности, вселить в него уверенность. Это очень нужно не только для успешной учебы в школе. Но и для будущего. Потому что поможет ему созидать, творить в любой сфере жизнедеятельности общества.  В-третьих, актуальной проблемой была и остается низкая учебная мотивация учащихся. Данная проблема вытекает из первой. Естественно, что человек не может воспринимать информацию в полном объеме, а воспринимает только в каких-то частях. Поэтому очень важно, чтобы в центре внимания учеников на каждом уроке были сущностные стороны темы. Задачей учителя является определить и выделить их, с тем чтобы акцентировать внимание учеников. В-четвертых, недостаточное применение информационных технологий на уроках. Ощущение катастрофической нехватки времени на уроке, необходимость непрерывного образования и создания ресурса самообразования для учащихся привели к появлению идеи создания образовательного YouTube канала «Школа обществознания». На котором размещены уроки с 5 по 11 классы по учебнику Боголюбова Л.Н., курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Популярность и востребованность канала растут с каждым днем. Очень приятно слышать благодарные отзывы учеников, которые смотрят канал и получают пятерки, а также коллег, использующих мои видеоролики в урочное время. Казалось бы, задачи решены. Но это был мой первый опыт в освоении программ по озвучиванию, видеомонтажу. Процесс этот меня затянул, трудно было остановится, кое-что было сделано на «скорую руку». Теперь понимаю, что я могу гораздо лучше, качественнее и эффективнее.  

Есть одно решение для всех обозначенных проблем! Это скрайбинг! Потому что это: увлекательно, динамично, необычно, весело.  Скрайбинг на уроках выступает методом интерактивного мышления, который мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников. Другое его достоинство - творчество: визуализация образовательного материала – увлекательный эстетический процесс.

Что же такое скрайбинг и в чем его ценность для образования?

В процессе скрайбинга в работу задействуются оба полушария головного мозга: пока правое занято визуальным и эстетическим восприятием, левое активизирует логическое мышление. В результате информация воспринимается четко и структурно, а благодаря знакам и образам запоминается надолго.

Ценность скрайбинга для образования заключается в том, что он в одно и то же время действует на слух, зрение, воображение, мышление ученика. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе рассказа, ученик не только понимает лучше, но и запоминает прочно. Это существенно отличает скрайбинг от текстового изложения информации, которой в настоящем мире очень и очень много. А ведь мыслим мы образами, а не текстом. Допустим, услышав слово «конфликт», что вы представляете: слово « конфликт » или картинку со спорящими людьми?

Учитель в своей практике может применять два вида скрайбинга. Это ручной скрайбинг и видеоскрайбинг. Первый заключается в отрисовке основного смысла образовательного материала прямо в процессе урока, тогда как видеоскрайбинг создается заранее с помощью видеотехники и компьютерных программ.

Чтобы понять, о чем же идет речь предлагаю вам увидеть ручной скрайбинг - работу «Виды конфликтов» ученицы 6 кл. Мустафаевой Саиды:

А так выглядит объяснение темы «Конфликт в межличностных отношениях» 6 кл. по технологии видеоскрайбинга: 

Возможно, увиденное напомнило вам старый добрый опорный конспект со схемами, понятиями, рисунками. Да, по сути, это опорные сигналы Шаталова, помноженные на технологии XXI века. Из-за того, что отрисовка скрайба происходит в динамике, информация воспринимается горазда эффективнее. Эффективность удваивается, когда ученик сам его делает.       

Я отдаю предпочтение видеоскрайбингу. Потому что применение ручного скрайбинга требует навыков, достаточных для того, чтобы сделать это быстро и точно. А просмотр готового продукта, созданного с помощью видеоскрайбинга заранее не займет много времени. Плюс - смотреть такие видео можно неограниченное количество раз.

Как внедрить скрайбинг в урок?

Учителю, взявшему данный метод на вооружение, необходимо освоить некоторые шаги. Предлагаю такую методику:

Выделить основные смыслы по теме, которые нужно донести до учеников.

Придумать идею, которая будет понятна для учеников.

Продумать и записать сценарий, отметить в нем последовательные шаги того, что будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.

(Эти пункты исполняются в процессе подготовки к уроку и написания поурочного плана. Следующие пункты реализуются на уроке).

Отрисовать образы так, чтобы скорость и количество их рисования совпадали со временем озвучивания образовательного материала.

Донести до учеников идеи и смыслы и посмотреть на их восхищенные лица.

Считаю целесообразным для себя применять видеоскрайб на этапе изучения нового материала. Ручной скрайб на этапе проверки д/з, здесь главную роль играет ученик. Поверьте, он с удовольствием примется за такое увлекательное дело.

Конечно, трудно мгновенно научиться самому, а тем более научить учеников скрайбингу. Главным препятствием этому может стать установка: «Я не умею рисовать» . Но скрайбинг отличается тем, что образы рисуются в самом простом виде. Ведь каждый может рисовать треугольники, круги, квадраты, черточки.

Второе препятствие «Я не владею видеомонтажом». В настоящее время существуют множество довольно таки простых компьютерных программ, которые не сложнее Word. Надо пробовать!

И еще одно препятствие, это боязнь того, что «Окружающие плохо оценят мою работу» . Для того чтобы сформировать уверенность в своих силах в этом деле нужно просто завести тетрадь и пробовать зарисовывать любую информацию. Заранее подготовленные иллюстрации позволят избежать ненужного волнения и путаницы во время зарисовки скрайба на уроке или другом мероприятии. Также учитель может использовать уже готовые картинки и схемы.

Важным значением такого подхода к обучению для учителя является то, что на уроке останется больше времени для оттачивания практических умений учеников, для осуществления индивидуальной помощи и контроля (работа с рабочими тетрадями и КИМ). Для учеников появится возможность смотреть урок в удобное время и в достаточном для усвоения количестве раз. А результатом станет то, что ученики научатся ориентироваться в текстовой информации по обществознанию в частности и в окружающем мире в целом. Это вызовет у них интерес к предмету, повысит познавательную активность, побудит к творческой активности. 

                                                                                    Абулова Б.Т. учитель обществознания и права МКОУ "Мюрегинская СОШ"

rss